Особенности анатомии у старших дошкольников с ОНР

Особенности антонимии у старших дошкольников с ОНР

 

В последние годы всё большее внимание специалистов различных областей привлекает проблема преодоления общего недоразвития речи (ОНР). Это связано с тем, что проявления ОНР весьма разнообразны и затрагивают все стороны речевого развития. Исследователи, занимавшиеся проблемой выявления и преодоления ОНР у дошкольников, отмечали, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер. Кроме того, у дошкольников с общим речевым недоразвитием отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. У детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность задания. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Распространённым нарушением при ОНР является несформированность лексического строя речи. Одним из направлений в исследовании лексики у детей этой группы является изучение состояния антонимии.

Антонимы ⸺ это слова с противоположным значением. Они используются в речи для противопоставления. Контрастные картины, поставленные рядом, всегда воспринимаются ярче. Антонимы укрепляют фразу, делают её симметричной, удобной. На основе антонимии построены многие пословицы.

Для лучшего усвоения антонимического ряда детям для выполнения можно предложить следующие упражнения.

 

Подбери пару

Задание: детям нужно выбрать из трёх слов два слова-«неприятеля».

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

 

Закончи предложение

Задание: закончи предложение и назови слово-«неприятель».

Слон большой, а комар …

Золушка добрая, а мачеха …

Зимой погода холодная, а летом …

Лев смелый, а заяц …

У коровы длинный хвост, а у свиньи …

У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть …

У свиньи толстые ноги, а у ягнёнка …

 

Подбери антонимы к словам

Задание: подобрать антонимы к данным словам.

День, большой, войти, утро, белый, восход, высокий, весна, весёлый, зима, тёмный, добро, горький, друг, грязь, молодой, жара, острый, мир, красивый, близко, говорить, редко, взял, медленно, нашёл, рано, забыл, темно, уронил, много, жёсткий, толстый, насорил, низко, ложиться, сухо, одеваться, ярко, включать, чисто.

 

Замени антонимы в предложении

Задание: послушать предложение и сказать наоборот.

Наступила холодная зима. (Наступило жаркое лето.)

Заяц бегает быстро. (Черепаха ползает медленно.)

Утром дети приходят в детский сад. (Вечером дети уходят домой.)

 

Сравни слова

Задание: сравнить слова.

По вкусу: горчицу и мёд.

По высоте: дерево и цветок.

По весу: гирю и пушинку.

По ширине: дорогу и тропинку.

18:50
122
Нет комментариев. Ваш будет первым!